Вторая серия цикла посвящена картине «Смолянки» – так коротко называют цикл портретов юных барышень, написанный Дмитрием Левицким в 1772-1776 годах.
А что это за слово такое – «смолянки»? При Екатерине II в России появилось учебное заведение для девочек, которое мы обобщенно называем теперь Институтом благородных девиц. Но изначально оно именовалось так: Императорское воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. Монастырь этот сокращенно называли Смольным. И учениц заведения стали называть по месту учебы – «смолянками».
Благородные девицы изучали множество предметов. Прилежно учили иностранные языки: день воспитанницы говорили на немецком, день на французском. Смолянки занимались рисованием, музыкой, танцами и рукоделием. Позже в программу добавлялась история, география, словесность и физика. Большое внимание уделялось спортивным упражнениям и закаливанию.
Левицкий написал семь портретов воспитанниц Смольного. На них изображены девять девушек (два портрета – двойные): Феодосия Ржевская, Анастасия Давыдова, Екатерина Хрущова, Екатерина Хованская, Екатерина Нелидова, Александра Левшина, Глафира Алымова, Екатерина Молчанова и Наталья Борщева. Неизвестно, по какому принципу художник отбирал моделей. Возможно, портрет был своеобразной «доской почета», наградой за успехи в учебе. Ведь почти все девушки окончили Смольный с шифром императрицы Екатерины II, а также с золотыми медалями первой и второй величины.